Вы находитесь на старой версии сайта. Для перехода на новую версию нажмите здесь

Образовательная программа «Почвоведение и агрохимия» - бакалавриат

Код и классификация области образования:  6B08  -  "Сельское хозяйство и биоресурсы"

Код и классификация направлений подготовки: В077 - "Растениеводство"

Присуждаемая степень: бакалавр сельского хозяйства по образовательной программе "Почвоведение и агрохимия"

Срок обучения: 4 года          

Цель образовательной программы: «Почвоведение и агрохимия» - подготовка конкурентоспособных специалистов, способных проводить геоботаническое, агрохимическое и экологическое обследование почвы, ее оценку и разрабатывать мероприятия по рациональному использованию, сохранению и улучшению почв; разрабатывать мероприятия, связанные с диагностикой питания растений, применением минеральных и органических удобрений, выбором видов и форм удобрений, со способами расчета доз под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур.

Задачи образовательной программы:

  • формирование фундаментальных знаний, практических знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения профессиональных дисциплин и их реализации в профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокого уровня подготовки специалиста способного принимать решения в вопросах проблем восстановления и воспроизводства плодородия почв, бонитировочной оценки почв, обеспечения оптимальных условий минерального питания сельскохозяйственных растений на основе разработки рациональных систем применения удобрений, учета биологических особенностей культур, свойств удобрений в разрезе отдельных климатических зон республики, применения ГИС-технологий в профессиональной деятельности;
  • привлечение студентов к исследовательской работе, внедрение результатов научных исследований в области агрохимии и почвоведения в образовательный процесс; обеспечение обновления содержания научной и практической компоненты образования будущих почвоведов-агрохимиков.

Общая характеристика образовательной программы

Сегодня в республике наблюдается ухудшение состояния почвы, развитие водной и ветровой эрозии, снижение плодородия. По республике 77% площадей пашни составляют почвы с содержанием гумуса менее 4%, около 50% площадей отводится на долю с низким и очень низким содержанием подвижных форм азота и фосфора. Одной из причин ухудшения плодородия почв является низкий объем применения минеральных удобрений, практически полное отсутствие применения органических удобрений, а это в свою очередь сказалось на снижении урожайности сельскохозяйственных культур. По словам Ю.Либиха «Причина возникновения и падения нации лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почвы обусловливает гибель государств и наций, поддержка плодородия почв – их жизнь, богатство и могущество».

Данная образовательная программа дает возможность понять значимость и понимание функционирования почв для «управления» ими. Изучение дисциплин по данной ОП позволит освоить теорию и практику в решении проблем оптимизации параметров показателей плодородия и основных химических и физико-химических свойств почвы; создания оптимального культурного агроландшафта за счет комплексного агрохимического воздействия на его звенья; снижения процессов деградации почвенного покрова; регулирования микробоценозов почвы; улучшения химического состава и питательной ценности продукции растениеводства и др.

Сферы профессиональной деятельности

Республиканские филиалы ГУ "Республиканский научно-методический центр агрохимической службы" МСХ РК, Департамента земельного кадастра НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан"; структурные подразделения Министерства сельского хозяйства, Комитета по экологическому регулированию и контролю МЭ РК, департаментов сельского хозяйства областных, районных акиматов; сельскохозяйственные формирования различной формы собственности; экологические, испытательные лаборатории.

Профессиональные компетенции

1) демонстрировать знания и понимание в вопросах генезиса почвы, динамики процессов, идущих в естественных и используемых в сельском хозяйстве почвах; обеспечения «питания» растений; оценки состояния земельного фонда; знания для осуществления деятельности на основе практического опыта по работе в области почвоведения и агрохимии, полученные в процессе профессионального образования; знания единой системы технологической подготовки производства, стандартов, технических условий и других нормативных и руководящих материалов по проектированию, разработке и оформлению технологической документации

2) применять знания и понимания на профессиональном уровне, проведение полевых почвенно-мелиоративных работ; исследование динамики процессов, идущих в естественных и используемых в сельском хозяйстве почвах; формулирование аргументов и решение проблем в области почвоведения и агрохимии; умение составления почвенных карт и агрохимических картограмм; умение самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний

3) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений по оценке качества почвы и определению способов повышения ее плодородия; по разработке системы и составление плана применения удобрений; испытание и внедрение инновационных технологий применения удобрений и оценка их экологической и экономической эффективности;

4) сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам; самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач в области почвоведения; проведение агрохимического обследования и бонитировки почв; составление почвенных карт и агрохимических картограмм; проведению агрохимического обследования почв хозяйствующих субъектов и химических анализов почв, растений

5) навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области по разработке производственных программ, разработке мероприятий по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия; организации комплекса мероприятий, связанных с применением средств химизации; проведением почвенно-мелиоративных мероприятий; проведению экспериментов по оценке действия удобрений изменением свойств почвы.

Для лиц с ограниченными возможностями формируется индивидуальная траектория обучения, обеспечивающая возможность выбора формы обучения, прохождения профессиональных практик.