Технология пищевых продуктов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 6В07201 - «Технология пищевых продуктов»
Код и классификация области образования: 6В07 – «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»
Код и классификация направлений подготовки: 6В072 – «Производственные и обрабатывающие отрасли»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0720
Квалификация: бакалавр техники и технологии по образовательной программе 6В07201– «Технология пищевых продуктов»
Срок обучения: 4 года
1 Цель образовательной программы
Целью образовательной программы (ОП) «Технология пищевых продуктов» по направлению 6В072 - «Производственные и обрабатывающие отрасли» является подготовка конкурентоспособных специалистов пищевой промышленности и научно-исследовательских организаций.
Для достижения вышеуказанной цели ОП сформулированы следующие задачи:
- Выполнение социального заказа общества по подготовке востребованных кадров;
- Формирование у обучающихся навыков и компетенций в областях знаний: технологии продуктов функционального питания; повышение доступности биологически активных веществ; обогащение продуктов; ферментирование продуктов длительного срока хранения; продукты «чистой упаковки», снижение уровня канцерогенов, поиск новых компонентов и др.;
- Формирование имиджа КАТУ, как ключевой образовательной и экспертной организации в области производства пищевой продукции среди научно-образовательных учреждений республики и Центральной Азии.
2 Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
В одном из послания народу Казахстана Н.А. Назарбаев отметил: «Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. Для нас в этом вызове кроются огромные возможности…». В этой связи, роль пищевой промышленности на современном этапе актуализируется, подготовка конкурентоспособных специалистов, успешно освоивших современные образовательные программы, является одной из актуальных задач в Республике Казахстан.
Образовательная программа разработана в соответствии с НРК и профессиональными стандартами, согласно с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификаций, на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года (№ 604) и Типового учебного плана специальности по направлению подготовки 6В072 - Производственные и обрабатывающие отрасли.
Особенность образовательной программы:
- ОП разработана совместно с профессорами Калифорнийского университета в Девисе (США) и с учетом рекомендаций ведущих специалистов отрасли;
- Научно-экспериментальная платформа по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, созданная в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы является зеркальным отражением лабораторий UCDavis. В состав платформы входят 4 экспериментально-производственных цеха мясной, молочной, хлебобулочной продукции и растительных масел, функционирование которых является гарантом подготовки высококвалифицированных специалистов. Все аудитории оснащены системами цифровизации учебного процесса, позволяющие в онлайн режиме наблюдать технологические процессы в цехах.
- Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Около 70% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени PhD, кандидата и доктора наук.
- Обучение в полиязычных группах и по дуальной технологии, т.е. теоретическая часть занятий проходит в аудиториях университета, а практические занятия проходят на базе производственных предприятий.
- Обучающиеся имеют возможность выехать на семестровое обучение в ведущие университеты Европы, США и др. стран. Ежегоднов среднем 10-15 обучающихся выезжают для обучения и прохождения практики в рамках различных программ (Международная кредитная мобильность; LOGO - Landwirtschaftund Oekologisches Gleichgewichtmit Osteuropa; Вайенштефан-Триздорф, Анже и др.) в ведущие вузы мира, в такие как Университет Анже (Universitéd'Angers, Франция), Калифорнийский университет в Девисе (UCDavis, CША), Университет прикладных наук Вайенштефан-Триздорф (Германия) и др.
- возможность параллельно обучаться по военно-учетной специальности ВУС-250300"Продовольственное обеспечение" и продолжение обучения в магистратуре при кафедре университета.
- наличие доступа к социальному пакету услуг и товаров при университете, таких как проживание в студенческих общежитиях, покупка товаров из социальной аптеки и продовольственного магазина, питание в столовых, которые расположены в главном кампусе университета.
Конкурентными преимуществами данной образовательной программы являются следующие:
- высококвалифицированный и относительно молодой профессорско-преподавательский состав (около 70% остепенные);
- высокое материально-техническое оснащение образовательной программы (при кафедре имеется 4 действующих экспериментально-производственные цеха);
- ведется обучение на трех языках (государственном, русском и английском);
- внедрена дуальная технология обучения (часть занятий проходят на производстве);
- широко внедрены Программы: международная кредитная мобильность, внешняя и внутренняя мобильность МОН РК.
- налажена тесная связь с работодателями и выпускниками образовательных программ;
- 100% обеспечение общежитием для проживания во время обучения;
- наличие военной кафедры и медицинского центра;
- наличие социальной аптеки и магазина для обучающихся.
Основными стейкхолдерами ОП являются:
- ППС, студенты, родители, приравненные к ним лица и родственники студентов;
- МСХ РК – Департамент производства и переработки животноводческой продукции;
- МСХ РК - Департамент производства и переработки растениеводческой продукции;
- Аккредитованные ОПС и ИЛ;
- НПП РК «Атамекен» - Комитет пищевой промышленности;
- Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
- Научно-исследовательские институты и научно-производственные центры.
3 Компетентностная модель (портрет) выпускника
3.1 Сферы профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по ОП «Технология пищевых продуктов» являются отрасли пищевой промышленности (молочная, мясная, масложировая, макаронная, кондитерская, винодельческая и пивоваренная промышленность и т.д.), проектные, научно-исследовательские организации, предприятия различных форм и видов собственности.
3.2 Виды профессиональной деятельности
Видами профессиональной деятельности по ОП «Технология пищевых продуктов» являются:
- организация ведения технологических процессов; совершенствование технологических операций и участие в работе по освоению ресурсосберегающих технологических процессов; анализ технической оснащенности и производственной деятельности предприятий с учетом требований экологии, охраны труда, пожар взрывобезопасности и производственной санитарии;
- организация работы трудовых коллективов, принятие управленческих решений; анализ технико-экономических показателей предприятий и маркетинговой деятельности; выполнение работ по стандартизации и сертификации пищевых продуктов;
- разработка и проектирование технологических схем предприятий пищевой промышленности и предприятий общественного питания; реконструкция существующих предприятий пищевой промышленности и общественного питания;
- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в отраслях пищевой промышленности;
- работа в сфере образования.
3.3 Общеобразовательные компетенции
Общие компетенции в следующих областях:
- Понимать содержание любой информации, выражать мысли, чувства, мнения в письменной и устной формах (слушание, говорение, чтение и письмо) на казахском/русском языках.
- Владеть основными навыками коммуникации на иностранном языке: понимать, выражать, толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо) в соответствующем ряде социальных и культурных контекстов.
- Способность использовать основы естественнонаучных знаний и методологии, для выявления производственных проблем и решения профессиональных задач.
- Использовать современные информационные технологии для работы, досуга и коммуникаций; иметь навыки использования компьютера для участия в сотрудничающих сетях с помощью Интернета в сфере пищевой отрасли.
- Владеть базовыми знаниями в области экономических, управленческих дисциплин (наук); обладать способностью заниматься самообучением, уметь эффективно управлять временем и информацией; стремиться к профессиональ-ному и личностному росту.
- Владеть этическими и правовыми нормами социального поведения, которые позволяют эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни; развивать умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива; соблюдать нормы деловой этики.
- Обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.; знать и понимать цели и задачи государственного регулирования экономики; планировать и управлять проектами для достижения профессиональных целей.
- Знать традиции и культуру народов Казахстана; понимать важность творческого выражения идей; осознавать установки толерантного поведения личности и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма; обладать высокими духовными качествами.
3.4 Базовые компетенции
А. Знать и понимать:
- технику и технологию пищевых продуктов;
- технические требования, предъявляемые к сырью, материалам и готовой продукции;
- стандарты и технические условия;
- основы организации производства и методику составления бизнес-планов;
- основы трудового законодательства;
- нормы охраны труда и техники безопасности;
- о системе законодательных актов, способах и средствах обеспечения здоровых и безопасных условий труда на промышленных предприятиях.
В. Уметь:
- совершенствовать и оптимизировать действующие технологические процессы на базе системного подхода к анализу качества сырья, технологического процесса и требований к конечной продукции;
- проводить анализ технологических процессов на предприятиях перерабатывающих производств;
- квалифицированно анализировать и оценивать действия подчиненных, контролировать морально-психологический климат в коллективе, поддерживать необходимый уровень трудовой дисциплины;
С. Владеть:
- методами и средствами теоретического и экспериментального исследования технологических процессов и получаемых продуктов;
- технологией принятия управленческих решений;
- моделями изучения спроса и управления снабженческо-сбытовой деятельностью
D. Приобрести практические навыки:
- управления действующими технологическими процессами предприятий пищевых производств;
- статистической обработки экспериментальных данных для анализа технологических процессов при производстве различных видов продукции;
- в эксплуатации технологического, транспортного, операционного и энергетического оборудования на предприятиях отраслей;
- работы на ЭВМ и использования экономико-математических методов при выполнении технических и экономических расчетов в процессах проектирования и управления предприятиями;
- использования методов исследований и приборов для проведения исследований;
- в организации безопасных условий труда и ликвидации аварий.
Е. Приобрести практические умения:
- в вопросах технологии перерабатывающих производств;
- в современных проблемах отраслей перерабатывающих производств;
- в выборе рациональных режимов технологических процессов перерабатывающих производств.
3.5 Профессиональные компетенции компетенции
Профессиональные компетенции студента, формируемые в результате освоения ОП:
Общие компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции: организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции; организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции; организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции; организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов; эксплуатировать инвентарь, весоизмерительное и торгово- технологическое оборудование в процессе обслуживания; вести учётно-отчётную документацию в соответствии с нормативными требованиями; изготавливать определённый ассортимент кулинарной продукции; производить расчёт с потребителем, используя различные формы расчёта; изготавливать смешанные напитки, в том числе коктейли, различными методами, горячие напитки; вести контроля качества и безопасности готовой продукции;
4 База прохождения профессиональных практик (все виды практик)
Прохождение учебной, производственной и преддипломной практик, предусмотренных в образовательной программе, является обязательным для обучающегося. Общая количество кредитов по практике составляет 21 кредит, в академических часах - 630.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений.
В результатепрохождения производственной практики обучающийся должен уметь производить расчёты сырья; рассчитывать рецептуру готового продукта; составлять технологические схемы; определять степень соблюдения технологии; производить отбор проб для лабораторных исследований; знать расположение цехов, подсобных помещений, направление потоков сырья и готовых продуктов; виды используемого оборудования, его технические характеристики и возможности.
Преддипломная практика направлена развитие практических навыков по разработке технико-технологических карт на продукцию общественного питания; ознакомление с формами работы и изучение деятельности конкретного предприятия; приобретение навыков организации работы структурных подразделений; освоение методов контроля качества выпускаемой продукции; приобретение практического опыта технолога предприятия, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в предприятиях пищевого производства.
Базой для прохождение производственной практики являются собственные экспериментально-производственные цеха кафедры, а также крупные предприятия, как: ТОО «Родина», ТОО «Астана Өнім», ТОО «Гормолзавод», ТОО «Бакара», АО «Концерн «Цесна-Астык», ТОО «Гарант», ТОО «Казахский научно-исследовательский институт переработки сельскохозяйственной продукции»и др. Всего заключено договоров с более 35 предприятиями.
Эдвайзер: Какимов М.М. тел. +7(7172)39-73-27, E-mail: muhtarbek@mail.ru
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 7М07201 - «Технология пищевых продуктов»
Код и классификация области образования: 7M07- «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»
Код и классификация направлений подготовки: 7М072 – «Производственные и обрабатывающие отрасли»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0720
Квалификация: магистр техники и технологии по образовательной программе 7М07201 - «Технология пищевых продуктов»
Срок обучения: 1 год
1 Цель образовательной программы
Целью образовательной программы «Технология пищевых продуктов» для магистрантов профильного направления является углубление теоретической и практической подготовки магистрантов, обеспечение условий для получения обучающимися полноценного и качественного, достижения ими профессиональной компетентности. Профильное направление магистратуры - это годичная программа, которая направлена на профессиональную специализацию в выбранной сфере.
Задачи ОП:
- теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин;
- профессиональная (производственная) практику;
- выработка у обучающихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения новыми знаниями в течение всей их активной жизнедеятельности;
- приобретение обучающимися научно-исследовательских навыков,
- получение выпускниками необходимого минимума знаний в области вузовской педагогики и психологии и опыта преподавания в вузе;
- сформировать у магистрантов профессиональные навыков и компетенций, способствующих решению теоретических и практических аспектов наиболее перспективных трендов в АПК, знание и применение требований программы 4,0 Индустрии.
2 Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
Пищевая промышленность Республики Казахстан - одна из стратегических отраслей экономики, поэтому обеспечение высокого уровня ее развития, повышение эффективности работы предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли является наиболее важной задачей в настоящее время.
В этой связи, подготовка конкурентоспособных специалистов, успешно освоивших современные образовательные программы по технологиям пищевой и перерабатывающих производств и менеджмента предприятий, способных самостоятельно разработать современные технологии пищевых продуктов и заниматься управленческой деятельностью является одной из актуальных задач в Республике Казахстан.
Особенность ОП в том, что она явяляется зеркальным отражением программмы Калифорнийского университета Дэвис (США), и создана в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, совместно с профессорами университета Дэвис и с учетом рекомендаций ведущих специалистов отрасли. Она заключается в совершенствовании организации работы магистрантов путем закрепления теоретических знаний и практических навыков на базе собственной научно-экспериментальной платформы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Обучение осуществляется посредством использования видеокамер, установленных в аудиториях и в производственно-экспериментальных цехах.
В рамках ОП также предусмотрена возможность обучения в полиязычных группах и по дуальной технологии, т.е. теоретическая часть занятий проходит в аудиториях университета, а практические занятия проходят на базе производственных предприятий. В настоящее время дуальная технология обучения широко практикуется с АО «Концерн Цесна-Астык»
Конкурентными преимуществами ОП является подготовка выпускников магистратуры по направлениям «Технология пищевых продуктов» что обеспечит степень адаптации выпускников к рыночным условиям, а также готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования, так как ОП разработана с учетом современных требований знаний выпускниками как технологии, так и менеджмента. Кроме того, выпускники имеют возможность апробации результатов научных исследований в собственных цехах университета. Магистратура предусматривает годичное, полтора годичное и двухгодичное обучение. Преимущества, предоставляемое данной программой, заключается в том, что магистрант имеет право выбрать оптимальные сроки обучения с учетом его занятости и карьерного роста, а также заинтересованности научно-педагогическом направлении.
Уникальностью предлагаемой образовательной программы для значительной части магистров, обучавшихся на технологии пищевых и перерабатывающих производств, является получение квалификации «Технология пищевых продуктов» дает реальную возможность найти на рынке квалифицированного труда соответствующую профессиональную нишу, как в области технологии пищевых и перерабатывающих производств, так и в управленческой структуре в отраслях пищевой и перерабатывающей отрасли. Уникальность данной образвательной программы заключается в том, что магистранту предоставляется право выбора специализации.
Введение в образовательный процесс предлагаемой программы будет позиционировать выпускников в качестве стейкхолдеров, чьи действия, полученные знания и компетенции позволят демонстрировать успешность данной программы. Скейтхолдерами ОП являются: МСХ РК (Департамент производства и переработки животноводческой и растениеводческой продукции), аккредитованные ОПС и ИЛ, НПП РК «Атамекен», предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, научно-исследовательские институты и центры
Для комплексного управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности за счет повышения доверия и лояльности потребителей, снижения издержек предприятия на устранение последствий выпуска недоброкачественной и опасной продукции необходимо создание современных систем менеджмента.
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» подготовит обучающихся к инновациям в отрасли, научит управлять новыми идеями и применять знания для создания нового бизнеса.
3 Компетентностная модель (портрет) выпускника
3.1 Сферы профессиональной деятельности
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» охватывает отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, организации образования, проектные, экспериментально-исследовательские организации, предприятия различных форм и видов собственности, новые методы сбора и анализа научно-технической информации, новые технологии и виды продукции, виды пищевых ингредиентов, а также сферы управленческой деятельности, в качестве менеджеров среднего и высшего звена.
Среди работодателей существует большой спрос на специалистов, имеющих практические навыки в производстве пищевых продуктов, аналитике, обеспечении качества, экономике и в управлении бизнесом.
Выпускники магистерской программы будут востребованы во многих компаниях, от малых и средних компаний до крупных корпораций, в университетах в качестве преподавателей, докторантов и в исследовательских институтах. Выпускники также могут работать в области технологических инновационных центрах, инновационных пищевых компаниях или государственных учреждениях.
Университет обеспечивает прочную основу знаний и навыков, которые необходимы, чтобы начать свой профессиональный карьерный интерес, создать, управлять и развивать свой бизнес.
3.2 Виды профессиональной деятельности
Магистранты образовательной программы «Технология пищевых продуктов» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- управление, организация и контроль ведения технологических процессов в пищевой и перерабатывающей отрасли;
- совершенствование технологических операций и участие в работе по освоению ресурсосберегающих технологических процессов при разработке новых видов продукции; анализ технической оснащенности и производственной деятельности предприятий с учетом требовании экологии, охраны труда;
- менеджмент трудовых коллективов, принятие управленческих решений; анализ технико-экономических показателей предприятий и маркетинговой деятельности;
- разработка и проектирование технологических схем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и реконструкция существующих предприятий;
- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в отраслях пищевой промышленности; экспериментальные исследования по улучшению качества сырья, готовой продукции соответствующих отраслей продовольственных продуктов;
- деятельность в сфере образования.
3.3 Базовые компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о роли науки и образования в общественной жизни;
- о современных тенденциях в развитии научного познания;
- об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
- магистры смогут продемонстрировать различные коммуникационные стратегии в области питания и просвещения по вопросам питания с упором на информационны е технологии
2) знать:
- методологию научного познания;
- принципы и структуру организации научной деятельности;
- психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
- психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения.
3) уметь:
- использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
- критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах.
4) иметь навыки:
- научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
- профессионального общения и межкультурной коммуникации;
- ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме.
5) быть компетентным в области:
- методологии научных исследований;
- научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.
3.4 Профессиональные компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
- о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
- о современных методах менеджмента в пищевых и перерабатывающих предприятиях;
- о методах планирования и управления;
- об обеспечении производства качественной конкурентоспособной продукцией, соответствующей установленным стандартам и нормам.
2) знать:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- методики преподавания профессиональных дисциплин;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
3) уметь:
- интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
- путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
- применять интерактивные методы обучения;
- проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- применять передовой отечественный и зарубежный опыт в области технологии производства, разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.
4) иметь навыки:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
- расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
5) быть компетентным в:
- выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;
- способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
4 База прохождения профессиональных практик
Магистры, освоившие данную образовательную программу, имеют преимущество при устройстве на работу в качестве технолога, мастера пищевых и перерабатывающих предприятий различных форм собственности, техника-технолога на производстве, химика-лаборанта в производственной лаборатории, специалиста в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах, центрах стандартизации и сертификации, работать в системе государственной службы. После получения степени магистра технических наук имеется возможность продолжить обучение в докторантуре, после чего предусматривается защита диссертации с присуждением ученой степени доктора PhD .
Обучающиеся имеют возможность выехать на зарубежные научные стажировки в ведущие университеты Европы, США и др. стран. Научная стажировка осуществляется в вузах-партнерах, в рамках соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами мира: такими как Университет Анже (Universitéd'Angers, Франция), Калифорнийский университет Девис (UCDavis, CША), Университет прикладных наук Вайенштефан-Триздорф (Германия), Краковский Сельскохозяйственный Университет (Польша), Северо-Западный университет сельского и лесного хозяйства Янлин, Шэньси (Китай), Белорусский государственный аграрный технический университет.
Для прохождения профессиональных практик магистрантам предоставляются экспериментальные цеха кафедры по направлению пищевой и перерабатывающей отрасли. Также имеются договора о прохождении практики в следующих предприятиях: с. Заречное, ТОО "Молпродукт", г.Петропавловск, ТОО "ҚазГерҚұс", Акмолинская область, г.Степняк, ТОО "Дедов", Карагандинская область, п. Актас, ТОО "Компания BAYAN", г. Жезказган. По направлению «Технология пищевых продуктов» в ТОО Группа компаний «Akmol holding» и ТОО «Новокубанская», ТОО «Астык».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 7М07201 «Технология пищевых продуктов»
Код и классификация области образования: 7M07- «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»
Код и классификация направлений подготовки: 7М072 - «Производственные и обрабатывающие отрасли»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0720
Квалификация: магистр техники и технологии по образовательной программе 7М07201 - «Технология пищевых продуктов»
Срок обучения: 1,5 года
1 Цель образовательной программы
Целью образовательной программы «Технология пищевых продуктов» для магистрантов профильного направления является привитие управленческих навыков, обеспечение подготовки ведущих специалистов в области технологии молочных и мясных продуктов, а также менеджеров пищевой промышленности. Профильное направление магистратуры реализует образовательные программы послевузовской подготовки кадров для отраслей пищевой и перерабатывающей отрасли, обладающих углубленной профессиональной подготовкой. Профильное направление магистратуры - это полуторагодичная программа, которая направлена на профессиональную специализацию в выбранной сфере.
Задачи ОП:
- теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин; профессиональную (производственная) практику;
- экспериментально-исследовательскую работу, включающее выполнение магистерской диссертации.
- ведется на соответствие основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская работа;
- сформировать умение анализировать полученную научную информацию, выделять проблемные аспекты и умение применять на практике эти знаний;
- сформировать у магистрантов профессиональные навыков и компетенций, способствующих решению теоретических и практических аспектов наиболее перспективных трендов в АПК, знание и применение требований программы 4,0 Индустрии.
2 Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
Пищевая промышленность Республики Казахстан - одна из стратегических отраслей экономики, поэтому обеспечение высокого уровня ее развития, повышение эффективности работы предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли является наиболее важной задачей в настоящее время.
В этой связи, подготовка конкурентоспособных специалистов, успешно освоивших современные образовательные программы по технологиям пищевой и перерабатывающих производств и менеджмента предприятий, способных самостоятельно разработать современные технологии пищевых продуктов и заниматься управленческой деятельностью является одной из актуальных задач в Республике Казахстан.
Особенность ОП в том, что она явяляется зеркальным отражением программмы Калифорнийского университета Дэвис (США), и создана в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, совместно с профессорами университета Дэвис и с учетом рекомендаций ведущих специалистов отрасли. Она заключается в совершенствовании организации работы магистрантов путем закрепления теоретических знаний и практических навыков на базе собственной научно-экспериментальной платформы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Обучение осуществляется посредством использования видеокамер, установленных в аудиториях и в производственно-экспериментальных цехах.
В рамках ОП также предусмотрена возможность обучения в полиязычных группах и по дуальной технологии, т.е. теоретическая часть занятий проходит в аудиториях университета, а практические занятия проходят на базе производственных предприятий. В настоящее время дуальная технология обучения широко практикуется с АО «Концерн Цесна-Астык»
Конкурентными преимуществами ОП является подготовка выпускников магистратуры по направлениям «Технология пищевых продуктов» что обеспечит степень адаптации выпускников к рыночным условиям, а также готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования, так как ОП разработана с учетом современных требований знаний выпускниками как технологии, так и менеджмента. Кроме того, выпускники имеют возможность апробации результатов научных исследований в собственных цехах университета. Магистратура предусматривает годичное, полтора годичное и двухгодичное обучение. Преимущества, предоставляемое данной программой, заключается в том, что магистрант имеет право выбрать оптимальные сроки обучения с учетом его занятости и карьерного роста, а также заинтересованности научно-педагогическом направлении.
Уникальностью предлагаемой образовательной программы для значительной части магистров, обучавшихся на технологии пищевых и перерабатывающих производств, является получение квалификации «Технология пищевых продуктов» дает реальную возможность найти на рынке квалифицированного труда соответствующую профессиональную нишу, как в области технологии пищевых и перерабатывающих производств, так и в управленческой структуре в отраслях пищевой и перерабатывающей отрасли. Уникальность данной образвательной программы заключается в том, что магистранту предоставляется право выбора специализации.
Введение в образовательный процесс предлагаемой программы будет позиционировать выпускников в качестве стейкхолдеров, чьи действия, полученные знания и компетенции позволят демонстрировать успешность данной программы. Скейтхолдерами ОП являются: МСХ РК (Департамент производства и переработки животноводческой и растениеводческой продукции), аккредитованные ОПС и ИЛ, НПП РК «Атамекен», предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, научно-исследовательские институты и центры
Для комплексного управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности за счет повышения доверия и лояльности потребителей, снижения издержек предприятия на устранение последствий выпуска недоброкачественной и опасной продукции необходимо создание современных систем менеджмента.
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» подготовит обучающихся к инновациям в отрасли, научит управлять новыми идеями и применять знания для создания нового бизнеса.
3 Компетентностная модель (портрет) выпускника
3.1 Сферы профессиональной деятельности
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» охватывает отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, организации образования, проектные, научно-исследовательские организации, предприятия различных форм и видов собственности, новые методы сбора и анализа научно-технической информации, новые технологии и виды продукции, виды пищевых ингредиентов, а также сферы управленческой деятельности, в качестве менеджеров среднего и высшего звена.
Среди работодателей существует большой спрос на специалистов, имеющих практические навыки в производстве пищевых продуктов, аналитике, обеспечении качества, экономике и в управлении бизнесом.
Выпускники магистерской программы будут востребованы во многих компаниях, от малых и средних компаний до крупных корпораций, в университетах в качестве преподавателей, докторантов и в исследовательских институтах. Выпускники также могут работать в области технологических инновационных центрах, инновационных пищевых компаниях или государственных учреждениях.
Университет обеспечивает прочную основу знаний и навыков, которые необходимы, чтобы начать свой профессиональный карьерный интерес, создать, управлять и развивать свой бизнес.
3.2 Виды профессиональной деятельности
Магистранты образовательной программы «Технология пищевых продуктов» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- управление, организация и контроль ведения технологических процессов в пищевой и перерабатывающей отрасли;
- совершенствование технологических операций и участие в работе по освоению ресурсосберегающих технологических процессов при разработке новых видов продукции; анализ технической оснащенности и производственной деятельности предприятий с учетом требовании экологии, охраны труда;
- менеджмент трудовых коллективов, принятие управленческих решений; анализ технико-экономических показателей предприятий и маркетинговой деятельности;
- разработка и проектирование технологических схем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и реконструкция существующих предприятий;
- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в отраслях пищевой промышленности; экспериментальные исследования по улучшению качества сырья, готовой продукции соответствующих отраслей продовольственных продуктов;
- деятельность в сфере образования.
3.3 Базовые компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о роли науки и образования в общественной жизни;
- о современных тенденциях в развитии научного познания;
- об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
- магистры смогут продемонстрировать различные коммуникационные стратегии в области питания и просвещения по вопросам питания с упором на информационные технологии.
2) знать:
- методологию научного познания;
- принципы и структуру организации научной деятельности;
- психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
- психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения.
3) уметь:
- использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
- критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах.
4) иметь навыки:
- научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
- профессионального общения и межкультурной коммуникации;
- ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме.
5) быть компетентным в области:
- методологии научных исследований;
- научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.
3.4 Профессиональные компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
- о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
- о современных методах менеджмента в пищевых и перерабатывающих предприятиях;
- о методах планирования и управления;
- об обеспечении производства качественной конкурентоспособной продукцией, соответствующей установленным стандартам и нормам.
2) знать:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- методики преподавания профессиональных дисциплин;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
3) уметь:
- интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
- путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
- применять интерактивные методы обучения;
- проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- применять передовой отечественный и зарубежный опыт в области технологии производства, разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др..
4) иметь навыки:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
- расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
5) быть компетентным в:
- выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;
- способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
4 База прохождения профессиональных практик
Магистры, освоившие данную образовательную программу, имеют преимущество при устройстве на работу в качестве технолога, мастера пищевых и перерабатывающих предприятий различных форм собственности, техника-технолога на производстве, химика-лаборанта в производственной лаборатории, специалиста в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах, центрах стандартизации и сертификации, работать в системе государственной службы. После получения степени магистра технических наук имеется возможность продолжить обучение в докторантуре, после чего предусматривается защита диссертации с присуждением ученой степени доктора PhD .
Обучающиеся имеют возможность выехать на зарубежные научные стажировки в ведущие университеты Европы, США и др. стран. Научная стажировка осуществляется в вузах-партнерах, в рамках соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами мира: такими как Университет Анже (Universitéd'Angers, Франция), Калифорнийский университет Девис (UCDavis, CША), Университет прикладных наук Вайенштефан-Триздорф (Германия), Краковский Сельскохозяйственный Университет (Польша), Северо-Западный университет сельского и лесного хозяйства Янлин, Шэньси (Китай), Белорусский государственный аграрный технический университет.
Для прохождения профессиональных практик магистрантам предоставляются экспериментальные цеха кафедры по направлению пищевой и перерабатывающей отрасли. Также имеются договора о прохождении практики в следующих предприятиях: с. Заречное, ТОО "Молпродукт", г.Петропавловск, ТОО "ҚазГерҚұс", Акмолинская область, г.Степняк, ТОО "Дедов", Карагандинская область, п. Актас, ТОО "Компания BAYAN", г. Жезказган. По направлению «Технология пищевых продуктов» в ТОО Группа компаний «Akmol holding» и ТОО «Новокубанская», ТОО «Астык».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 7М07201 «Технология пищевых продуктов»
Код и классификация области образования: 7M07-«Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»
Код и классификация направлений подготовки: 7М072 – «Производственные и обрабатывающие отрасли»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0720
Квалификация: магистр технических наук по образовательной программе 7М07201-«Технология пищевых продуктов»
Срок обучения: 2 года
1 Цель образовательной программы
Целью образовательной программы «Технология пищевых продуктов» является углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям и подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих теоретическими и практическими и управленческими навыками в области пищевых и перерабатывающих производств
Задачи ОП:
- получение необходимых знаний в области вузовской педагогики и психологии, опыта преподавания в вузе, стимулирование творческой, научной и научно-методической деятельности;
- сформировать у обучающихся навыки гибкого реагирования на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования с целью индивидуализации магистерских диссертации с адаптацией на современные требования пищевой, перерабатывающей промышленности и менеджмента производства;
- сформировать умение компетентно выбирать и применять различные методологические подходы к изучению поставленной проблемы на основе современных методов исследований и умение их применять на практике;
- сформировать умение анализировать полученную научную информацию, выделять проблемные аспекты и умение применять на практике эти знаний;
- решать современные научные и практические проблемы на стыке наук, успешно осуществлять исследовательскую и управленческую деятельность в различных научно-исследовательских организациях и производствах;
- сформировать у магистрантов профессиональные навыков и компетенций, способствующих решению теоретических и практических аспектов наиболее перспективных трендов в АПК, знание и применение требований программы 4,0 Индустрии.
2 Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
Пищевая промышленность Республики Казахстан - одна из стратегических отраслей экономики, поэтому обеспечение высокого уровня ее развития, повышение эффективности работы предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли является наиболее важной задачей в настоящее время.
В этой связи, подготовка конкурентоспособных специалистов, успешно освоивших современные образовательные программы по технологиям пищевой и перерабатывающих производств и менеджмента предприятий, способных самостоятельно разработать современные технологии пищевых продуктов и заниматься управленческой деятельностью является одной из актуальных задач в Республике Казахстан.
Особенность ОП в том, что она явяляется зеркальным отражением программмы Калифорнийского университета Дэвис (США), и создана в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, совместно с профессорами университета Дэвис и с учетом рекомендаций ведущих специалистов отрасли. Она заключается в совершенствовании организации работы магистрантов путем закрепления теоретических знаний и практических навыков на базе собственной научно-экспериментальной платформы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Обучение осуществляется посредством использования видеокамер, установленных в аудиториях и в производственно-экспериментальных цехах.
В рамках ОП также предусмотрена возможность обучения в полиязычных группах и по дуальной технологии, т.е. теоретическая часть занятий проходит в аудиториях университета, а практические занятия проходят на базе производственных предприятий. В настоящее время дуальная технология обучения широко практикуется с АО «Концерн Цесна-Астык»
Конкурентными преимуществами ОП является подготовка выпускников магистратуры по направлению «Технология пищевых продуктов», что обеспечит степень адаптации выпускников к рыночным условиям, а также готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования, так как ОП разработана с учетом современных требований знаний выпускниками как технологии, так и менеджмента. Кроме того, выпускники имеют возможность апробации результатов научных исследований в собственных цехах университета. Магистратура предусматривает годичное, полтора годичное и двухгодичное обучение. Преимущества, предоставляемое данной программой, заключается в том, что магистрант имеет право выбрать оптимальные сроки обучения с учетом его занятости и карьерного роста, а также заинтересованности научно-педагогическом направлении.
Уникальностью предлагаемой образовательной программы для значительной части магистров, обучавшихся на технологии пищевых и перерабатывающих производств, является получение квалификации «Технология пищевых продуктов» дает реальную возможность найти на рынке квалифицированного труда соответствующую профессиональную нишу, как в области технологии пищевых и перерабатывающих производств, так и в управленческой структуре в отраслях пищевой и перерабатывающей отрасли. Уникальность данной образвательной программы заключается в том, что магистранту предоставляется право выбора специализации.
Введение в образовательный процесс предлагаемой программы будет позиционировать выпускников в качестве стейкхолдеров, чьи действия, полученные знания и компетенции позволят демонстрировать успешность данной программы. Скейтхолдерами ОП являются: МСХ РК (Департамент производства и переработки животноводческой и растениеводческой продукции), аккредитованные ОПС и ИЛ, НПП РК «Атамекен», предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, научно-исследовательские институты и центры
Для комплексного управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности за счет повышения доверия и лояльности потребителей, снижения издержек предприятия на устранение последствий выпуска недоброкачественной и опасной продукции необходимо создание современных систем менеджмента.
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» подготовит обучающихся к инновациям в отрасли, научит управлять новыми идеями и применять знания для создания нового бизнеса.
3 Компетентностная модель (портрет) выпускника
3.1 Сферы профессиональной деятельности
Образовательная программа «Технология пищевых продуктов» охватывает отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, организации образования, проектные, научно-исследовательские организации, предприятия различных форм и видов собственности, новые методы сбора и анализа научно-технической информации, новые технологии и виды продукции, виды пищевых ингредиентов, а также сферы управленческой деятельности, в качестве менеджеров среднего и высшего звена.
Среди работодателей существует большой спрос на специалистов, имеющих практические навыки в производстве пищевых продуктов, аналитике, обеспечении качества, экономике и в управлении бизнесом.
Выпускники магистерской программы будут востребованы во многих компаниях, от малых и средних компаний до крупных корпораций, в университетах в качестве преподавателей, докторантов и в исследовательских институтах. Выпускники также могут работать в области технологических инновационных центрах, инновационных пищевых компаниях или государственных учреждениях.
Университет обеспечивает прочную основу знаний и навыков, которые необходимы, чтобы начать свой профессиональный карьерный интерес, создать, управлять и развивать свой бизнес.
3.2 Виды профессиональной деятельности
Магистранты образовательной программы «Технология пищевых продуктов» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- управление, организация и контроль ведения технологических процессов в пищевой и перерабатывающей отрасли;
- совершенствование технологических операций и участие в работе по освоению ресурсосберегающих технологических процессов при разработке новых видов продукции; анализ технической оснащенности и производственной деятельности предприятий с учетом требовании экологии, охраны труда.
- менеджмент трудовых коллективов, принятие управленческих решений; анализ технико-экономических показателей предприятий и маркетинговой деятельности;
- разработка и проектирование технологических схем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и реконструкция существующих предприятий;
- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в отраслях пищевой промышленности; экспериментальные исследования по улучшению качества сырья, готовой продукции соответствующих отраслей продовольственных продуктов;
- деятельность в сфере образования.
3.3 Базовые компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о роли науки и образования в общественной жизни;
- о современных тенденциях в развитии научного познания;
- об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
- магистры смогут продемонстрировать различные коммуникационные стратегии в области питания и просвещения по вопросам питания с упором на информационные технологии.
2) знать:
- методологию научного познания;
- принципы и структуру организации научной деятельности;
- психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
- психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения.
3) уметь:
- использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
- критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах.
4) иметь навыки:
- научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
- профессионального общения и межкультурной коммуникации;
- ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме.
5) быть компетентным в области:
- методологии научных исследований;
- научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.
3.4 Профессиональные компетенции
Магистр, овладевший образовательной программой специальности, должен:
1) иметь представление:
- о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
- о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
- о современных методах менеджмента в пищевых и перерабатывающих предприятиях;
- о методах планирования и управления
- об обеспечении производства качественной конкурентоспособной продукцией, соответствующей установленным стандартам и нормам.
2) знать:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- методики преподавания профессиональных дисциплин;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
3) уметь:
- интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
- путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
- применять интерактивные методы обучения;
- проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
- применять передовой отечественный и зарубежный опыт в области технологии производства, разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др..
4) иметь навыки:
- осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
- использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
- расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
5) быть компетентным в:
- выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;
- способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
4 База прохождения профессиональных практик
Магистры, освоившие данную образовательную программу, имеют преимущество при устройстве на работу в качестве технолога, мастера пищевых и перерабатывающих предприятий различных форм собственности, техника-технолога на производстве, химика-лаборанта в производственной лаборатории, специалиста в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах, центрах стандартизации и сертификации, работать в системе государственной службы. После получения степени магистра технических наук имеется возможность продолжить обучение в докторантуре, после чего предусматривается защита диссертации с присуждением ученой степени доктора PhD . Предоставляется возможность преподавать специальные дисциплины по направлению «Технология пищевых продуктов» в ВУЗах и других учебных заведениях государственного и негосударственного профиля. Заниматься исследовательской деятельностью и работать в качестве методистов в отделах народного образования.
Обучающиеся имеют возможность выехать на зарубежные научные стажировки в ведущие университеты Европы, США и др. стран. Научная стажировка осуществляется в вузах-партнерах, в рамках соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами мира: такими как Университет Анже (Universitéd'Angers, Франция), Калифорнийский университет Девис (UCDavis, CША), Университет прикладных наук Вайенштефан-Триздорф (Германия), Краковский Сельскохозяйственный Университет (Польша), Северо-Западный университет сельского и лесного хозяйства Янлин, Шэньси (Китай), Белорусский государственный аграрный технический университет.
Для прохождения профессиональных практик магистрантам предоставляются экспериментальные цеха кафедры по направлению пищевой и перерабатывающей отрасли. Также имеются договора о прохождении практики в следующих предприятиях: с. Заречное, ТОО "Молпродукт", г.Петропавловск, ТОО "ҚазГерҚұс", Акмолинская область, г.Степняк, ТОО "Дедов", Карагандинская область, п. Актас, ТОО "Компания BAYAN", г. Жезказган. По направлению «Технология пищевых продуктов» в ТОО Группа компаний «Akmol holding» и ТОО «Новокубанская», ТОО «Астык».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 8D07201- «Технология пищевых продуктов»
Код и классификация области образования: 8D07 – «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»
Код и классификация направлений подготовки: 8D072 – «Производственные и обрабатывающие отрасли»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0720
Квалификация: PhD по образовательной программе 8D07201- «Технология пищевых продуктов»
Срок обучения 3 года
1 Цель образовательной программы
Целью образовательной программы (ОП) «Технология пищевых продуктов» является фундаментальная образовательная, методологическая и исследовательская подготовка и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для обучающихся.
Задачи ОП:
- сформировать у обучающихся навыки по работе с первичными источниками научной литературы, при этом особое внимание обратить на умение анализировать в совокупности полученную информацию, умение выделять проблемные аспекты в применении на практике этих знаний;
- сформировать умение компетентно выбирать и применять различные методологические подходы в изучении поставленной проблемы на основе современных методов исследований;
- сформировать способность вносить вклад в развитие новейших трендов науки в отрасли пищевой промышленности с целостным мультидисциплинарным подходом за счет проведения оригинальных научных исследований;
- сформировать способность разрабатывать, концептуализировать и внедрять новые технологии, имеющие существенное научное значение для развития пищевой промышленности в стране;
- подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, в том числе и культуры профессионального общения, имеющих активную гражданскую позицию, способных сформулировать и решать современные научные и практические проблемы на стыке наук, успешно осуществлять исследовательскую и управленческую деятельность в различных научно-исследовательских организациях и производствах;
- получение необходимых знаний и опыта в области вузовской педагогики и психологии.
2 Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
Пищевая промышленность имеет колоссальное социально-экономическое значение, так как удовлетворяет потребности населения в ряде важнейших продуктов питания и отражает уровень жизни в стране. Производство продуктов питания выступает своеобразным индикатором экономической ситуации в стране. В этой связи, подготовка конкурентоспособных специалистов, успешно освоивших современные образовательные программы по технологиям производства пищевых продуктов, способных самостоятельно разработать технологии новых видов пищевых продуктов является одной из актуальных задач в Республике Казахстан.
ОП «Технология пищевых продуктов» разработана в соответствии с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами, согласована с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификаций, на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, докторантура, утвержденного приказом Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года (№ 604) и Типового учебного плана по направлению подготовки 8D072 - Производственные и обрабатывающие отрасли.
ОП спроектирована на основе модульной системы изучения дисциплин и включает теоретические и практическое обучение, педагогическую и исследовательскую практику, выполнение докторской диссертации, в общем докторант должен освоить 180 ЕCTS. Обучение ведется на трех языках (государственном, русском и английском).
Особенностью ОП является возможность закрепления теоретических знаний и практических навыков на базе собственной научно-экспериментальной платформы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, созданной в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, совместно с профессорами Калифорнийского университета в Девисе (США), с учетом рекомендаций ведущих специалистов отрасли. В состав платформы входят 4 экспериментально-производственных цеха по переработке мяса, молока, масличных культур и общественного питания, позволяющие в онлайн режиме наблюдать технологические процессы в цехах. Уникально то, что докторант имеет возможность для внедрения своих экспериментально-обоснованных разработок в производственный цикл работы цехов.
Конкурентными преимуществами данной образовательной программы является следующее:
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (остепененность более 70%, средний возраст 47 лет);
- высокое материально-техническое оснащение образовательной программы (при кафедре имеется 4 действующих экспериментально-производственных цеха и 2 лаборатории физико-химических исследований пищевых продуктов);
- ведется обучение на трех языках (государственном, русском и английском);
- регулярное прохождение научных стажировок докторантов в ведущих зарубежных университетах с использованием современной материально-технической базы: UC Davis (Калифорния), NorthwestAgricultural andForestryUniversity (Китай) и других;
- обеспеченность служебным жилым помещением квартирного типа для проживания во время обучения — 100%.
Основными стейкхолдерами ОП являются МСХ РК, НПП РК «Атамекен», научно-исследовательские институты и научно-производственные центры; отраслевые институты, экспертные учреждения; государственные и негосударственные профильные образовательные организации; высшие учебные заведения; учебно-производственные центры.
3 Компетентностная модель (портрет) выпускника
3.1 Сферы профессиональной деятельности
ОП «Технология пищевых продуктов» по направлению подготовки 8D072 - Производственные и обрабатывающие отрасли включает следующие сферы профессиональной деятельности: научно-исследовательская, образовательная, коммуникативная, организационно-управленческая, экспертно-аналитическая, методическая, идеологическая, консалтинговая, социально-инженерная, образовательная деятельность в высших, профессионально-технических учебных заведениях, в научно-производственных центрах, научно-исследовательских институтах, предприятиях пищевой промышленности, в различных видах хозяйств, в организациях, фирмах, министерствах и ведомствах.
Докторанты должны демонстрировать умение создавать и интерпретировать новые знания, способны вести организацию и контроль за соблюдением технологического процесса; совершенствовать технологические операции для создания новой продукции; принимать управленческие решения; уметь осуществлять самостоятельно дальнейшие теоретические и прикладные научные исследования, а также разработки на высоком уровне, внося значительный вклад в создание новых идей, подходов и методов для решения актуальных проблем пищевой отрасли.
3.2 Виды профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности докторантов по ОП «Технология пищевых продуктов», направление подготовки 8D072 - Производственные и обрабатывающие отрасли являются государственные организации, образовательные учреждения и научные центры, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
Основными видами профессиональной деятельности являются:
- научная деятельность путем выполнения теоретических или экспериментальных исследований в соответствии с научной методологией, обеспечивающей получение систематизированных и достоверных знаний в отрасли пищевой промышленности;
- образовательная деятельность высших профессионально-технических учебных заведениях технологического профиля с использованием инновационных методов и средств;
- организация и управление научными коллективами в научно-исследовательских институтах, научно-производственных центрах, высших учебных заведениях;
- управленческая деятельность в структурных подразделениях в министерствах и ведомствах, финансовых формированиях различных форм собственности;
- профессиональный и всесторонний анализ проблем в отраслях пищевой промышленности.
3.3 Базовые компетенции
ОП содержит следующие основные базовые компетенции:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- готовность участвовать в работе отечественных и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
- готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
- способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
- способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
3.4 Профессиональные компетенции
Основными профессиональными компетенциями для докторантов ОП являются:
- владеть методологией и методами НИР;
- способность интерпретировать результаты научных исследований, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения, перспективы дальнейших исследований;
- готовность организовывать работу исследовательского коллектива в области технологий пищевых продуктов;
- выбирать необходимые методы анализа производственных процессов, модифицировать существующие и разрабатывать новые технологии, исходя из задач научного исследования;
- умение моделировать новые технологические процессы, анализировать с учетом имеющихся литературных данных;
- умение производить основные виды технологических наблюдений и работ, выполнять обработку материалов, наблюдений и подготовку их к публикации;
- умение использовать новые технологии в производстве пищевых продуктов (нанотехнологии, мембранные, хроматографические и др.);
- применение математического моделирования результатов экспериментальных исследований, статистические методы обработки и анализа данных;
- способность ставить исследовательские цели и задачи, выбирать адекватные научные методы их достижения, включая экспериментальные, содержательно интерпретировать результаты научных исследований; инновационные подходы и технологии для внедрения в производство.
4 База прохождения профессиональных практик (все виды практик)
Прохождение научно-исследовательской и педагогической практик, предусмотренных в ОП, является обязательным для обучающегося в докторантуре.
Базами научно-исследовательских и педагогической практик по ОП являются: кафедра, лаборатории и экспериментально-производственные цеха АО «Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина», предприятия ТОО «Родина», ТОО «Астана Өнім», ТОО «Гормолзавод», ТОО «Бакара», АО «Концерн «Цесна-Астык», ТОО «Гарант», ТОО «Казахский научно-исследовательский институт переработки сельскохозяйственной продукции», научные лаборатории зарубежных коллабораторов и т.д.
Педагогическая практика направлена на формирование у докторантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к педагогической деятельности в вузах, проектированию образовательного процесса в соответствии с профилем подготовки и проведению отдельных видов учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий; закрепление психолого-педагогических знаний в области профессиональной педагогики и приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач; приобщение докторантов к реальным проблемам, решаемым в образовательном процессе учреждения высшего профессионального образования; изучение современных образовательных технологий, методов, приемов, технологий педагогической деятельности в высших учебных заведениях; овладение навыками диагностики, контроля и оценки эффективности образовательной деятельности; приобретение опыта педагогической работы в ВУЗе.